Пятница, 17.05.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт учителя английского языка                                                            Мешковой Евгении Павловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сущность проблемного обучения

 

Сущность проблемного  обучения

«В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается значимость и привлекательность традиционной организации обучения».

И..И. Калина, директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России.

 

 «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт). Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Другими словами, основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

 Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

Я – сторонник проблемного обучения, так как в основу системы ее работы положена теория, исходными идеями которой являются развитие авторской позиции ученика и безоценочная реакция на его высказывания. На уроке мною всегда затрагиваются проблемы, которые интересуют учеников,  потому что это облегчает усвоение материала и способствует развитию речи. Мною всегда высоко ценится интеллигентность ребят, их независимость во взглядах.

Используемая мной методика преподавания соответствует проектам Российского стандарта и международным требованиям к обучению.  

  • В рамках предлагаемой методики язык изучается как средство повседневного общения.
  • Уроки английского языка способствуют познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, осознанию личности не только гражданином своей страны, но и членом мирового сообщества.
  • Английский язык помогает понять красоту и богатство родного языка, оценить культурное наследие своего народа страны, понять образовательные потребности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, спланировать перспективу личностного роста.
  • Проблемное обучение на уроках английского языка помогает найти наиболее эффективные пути и способы перестройки репродуктивного мышления на функциональное, так как во главу угла ставит продуктивное, творческое мышление.

         Цель моей педагогической деятельности – адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании английского языка, а также разработать систему заданий, которая помогла бы сформировать у учащихся те навыки и воспитать те качества, о которых говорилось выше.

Попытаюсь более системно представить методику проблемного обучения на уроках  английского языка, основываясь на собственном педагогическом опыте.

Передо мной стоит задача научить учащихся думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках мною применяются элементы проблемного обучения как при введении учебного материала, так и при его отработке и контроле ЗУН. Накоплен достаточный материал, разработки различных тестов, а также упражнений для работы над текстами учебника.

Задания учебника довольно редко являются проблемными. Но по мере желания можно внести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности.

Работа над лексическим материалом.

Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики мною применяются лингвистические задачи, целью которых является усвоение языковых форм и их значений. Проблемная составляющая позволяет таким образом организовать учебный материал, что это делает работу более интересной и увлекательной.

Введение незнакомой лексики я сознательно осуществляю в классе, причем делаю упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.

При закреплении и контроле лексического материала мною обязательно используются проблемные задания - задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы.

- Исправь ошибку в словах и предложениях:

Correct the mistakes

Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле.

castomer, asistant, stor detektive, frend, pearent, menager

 

- упражнения на сопоставление, Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.

 

•         Cast

•         Audience

•         Spectator

•         Lifeguard

•         Host

•         Guest

•         Viewer

•         Sightseer

•         Crowd

•   A person watching a sporting event

•   A large group of people

•   The actors in a play

•   A person who organizes a party

•   A person watching TV

•   The people watching a play, attending a concert.

•   A person looking at a tourist attraction

•   A person who is invited to a party

•   A person who saves swimmers who are in trouble

 

 

 

- воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях.

Несмотря на то, что здесь мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для учащихся и создает проблемную ситуацию. К таким заданиям относятся:

- решение и составление кроссвордов помогает активизировать знания учащихся, cспособствует активной мыслительной деятельности и формированию познавательного интереса. 

 

- задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками, которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки.Например: Австралия. Перечислите животных, которые обитают в Австралии.

 

Задания на пропуск слов

Пропуск слов в таких деформированных текстах осуществляется в определенном порядке. Задача учащихся – восстановить текст: вместо пропусков вставить опущенные слова. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед учениками ситуативная задача проблемного характера.

 

Fill in the gaps using the words given below (Заполните пропуски слова, данными ниже).

1.      My favourite _____________ is English. At the ___________ of English we do a lot of things. We _______ and ________ at English lessons. We often sing English _________. Sometimes we play different _______. Pupils like to watch _________. We want to learn to speak English very well.

The words:

Subject, lesson, read, write, songs, games, films

 

Уровень проблемности увеличивает тот факт, когда учащиеся должны подобрать не только подходящее по смыслу слово, но и включить его в наличную грамматическую структуру предложения.

An ugly witch

  Once there lived a witch. She was the  (1) _______witch of all. She  lived in a large castle.  (2) ______ castle was surrounded by a thick wood . People ( 3 ) _______ get to  castle.    Once the witch  (4) _____a     princess and put her into the  darkest room of the castle. But the prince who loved the princess came to save her. He (5) ______   the fight with the witch and took the princess home.

                                  ugly   She   not   can   catch   win

 

Я использую проблемные задания на разных этапах обучения. Для младших школьников применяю поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления, например:

 

 

- соедините слово с рисунком

 - найдите различия между   картинками

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: school95arhara (16.11.2020)
Просмотров: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: