Пятница, 17.05.2024, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт учителя английского языка                                                            Мешковой Евгении Павловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Применение технологии модерации и активных методов обучения на уроках английского языка».
«Применение технологии модерации и активных методов обучения на уроках английского языка».

Великим ученым ребенок может и не быть,
а вот самостоятельным человеком,
способным анализировать свои поступки,
поведение, самосовершенствоваться,
реализовывать себя в окружающем мире
ему научиться необходимо.
А. Франс

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Поэтому в обучении и воспитании учащихся предпочтение отдаю тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, следовательно, могут затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединить теорию с практикой. Современная педагогика включает в себя разнообразные образовательные технологии, позволяющие решать поставленные задачи. В своей профессиональной деятельности за основу я взяла технологию интерактивного обучения, а именно технологию модерации и активные методы обучения (АМО).

Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации и определили изучение и применение мною данной образовательной технологии.

Основные противоречия.
Современное общество ставит перед ребенком множество проблем, и умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе: продолжительность урока, единые темы урока, другими словами, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов. А это влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе.
Среди главных проблем сегодняшней школы необходимо выделить низкую мотивацию учеников. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Мы часто встречаем детей, которые не умеют добиваться поставленных целей. На уроках учителя в основном ориентируются на ученика средних способностей, дают возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, но недостаточно уделяют внимания ученикам с более сформированными знаниями.
В своей практической деятельности я сталкиваюсь с такими трудностями: как добиться того, чтобы все дети активно работали на уроках, как организовать изучение нового материала, чтобы оно стало интересным и значимым для учащихся, как добиться высокого уровня усвоения материала, развивать творческие способности каждого ученика, как повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации учащихся, активизации познавательной деятельности, как эффективно управлять процессами обучения, воспитания и развития.

Ведущая педагогическая идея опыта.
«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений…» Л. Н. Толстой.
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется роль учителя. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Фазы (этапы) модерации:
 инициация (начало урока, знакомство);
 вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
 формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
 интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
 проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
 подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
 эмоциональная разрядка (разминки).
 Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока.
Эффективность использования технологии модерации обеспечивается использованием специальных методов, приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения (АМО).
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
В своей работе я использую следующие активные методы обучения:
Этап инициации: «Фронтальный», «Приветствие», «Ваш билетик?», «Давайте познакомимся»
Этап вхождение или погружение в тему: «Триада направляющих вопросов», «Найди эквивалент», «Притча», «Мои мысли» «Творческий эксперимент», «Инфо-угадайка»
Этап формирования ожиданий учеников: «Фундамент», «Прогноз», «Ступени», «Копилка», «Список покупок», «Лицензия на приобретение знаний»
Этап интерактивная лекция: «Спайдерграмма», «Инфо-знайка», «Я-корректор», «Буклет»
Этап проработки содержания темы: «Интересное письмо», «Выставка», «Родословное дерево», «Автобусная остановка»
Этап подведения итогов: «Я-учитель», «Как вам удалось?», «Крылья и зубы»
Этап эмоциональной разрядки: «Физкультминутка», «Говорящий лучик»
Перечисленные активные методы – лишь незначительная часть тех методов, которые я использую на уроках. Применение технологии модерации в образовательном процессе позволяет мне стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся, обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
Интеракция - это основополагающий процесс технологии модерации. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов.
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся я формирую небольшие группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся я осуществляю различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс. Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые я решаю в ходе данного урока или внеклассного мероприятия и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе.
Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение проблемы, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования.
В рамках технологии модерации я использую такие приемы мотивации учащихся:
 признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал;
 работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды
 использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми;
 различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний.
 смена напряженной работы веселыми разминками

 Мониторинг образовательного процесса;
Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения на первых порах вызывало у меня определенные трудности с соблюдением графика урока.
Поэтому при использовании технологии модерации и активных методов обучения необходимо:
1. Мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока (я веду специальный журнал, с помощью которого сверяю запланированные показатели с реальным состоянием дел или обязательно помечаю в конспекте урока сколько времени я планирую затратить на выполнение того или иного задания. Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом)
2. Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, я каждый этап урока завершаю визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволяет определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, обеспечивает методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса
3. Мониторинг групповой динамики. Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, внимательно отслеживаю групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу).

 Рефлексия педагога и обучающихся;
Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования. Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.
Технология модерации предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса.
 Анализ деятельности участников и оценка результатов.
Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.
Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации я использую активные методы подведения итогов, а именно «Я - учитель», «Как вам удалось?», «Крылья и зубы»

Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.
В конце учебной темы мои ученики используют проверочный лист взваимооценивания, чтобы облегчить процесс рефлексии над своими сильными и слабыми сторонами, а также характеристиками, требующими улучшения и постановки новых целей.

Анализ эффективности применения технологии модерации и активных методов обучения позволяет утверждать, что данная технология обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах:
 формирование положительной учебной мотивации;
 повышение познавательной активности учащихся;
 активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
 стимулирование самостоятельной деятельности;
 развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
 эффективное усвоение большого объема учебной информации;
 развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
 развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
 раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
 развитие навыков самостоятельного умственного труда;
 развитие универсальных навыков и умений.

Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Категория: Мои статьи | Добавил: school95arhara (09.11.2018)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: