Пятница, 17.05.2024, 05:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт учителя английского языка                                                            Мешковой Евгении Павловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку В настоящее время одним из ключевых моментов реформы образования в России является формирование у учащихся навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, в том числе Интернет. Таким образом, нет необходимости обосновывать целесообразность внедрения данных технологий в процесс обучения, в том числе иностранным языкам. Но для многих учителей остается открытым вопрос путей использования подобных ресурсов, их поиска и отбора в соответствии с уровнем, интересами учащихся, а также с требованиями стандарта. Существующая проблема дала стимул к написанию практического руководства для учителей английского языка, работающих в старших классах, основанного на личном опыте двух учителей гимназии № 3 города Ярославля. Данное пособие содержит не только адреса полезных сайтов и методические рекомендации к ним, но и конкретные разработки заданий, уроков и проектов для учащихся, основанные на материалах различных сайтов. С помощью нашего пособия любой учитель английского языка сможет самостоятельно найти сайт по заданной теме, разработать систему заданий к нему на основе образцов, предложенных авторами, и рекомендаций, организовать работу учащихся на уроке с выбранным ресурсом с учетом санитарно-гигиенических норм. Также учителям предлагается список сайтов, дающих возможность профессионального развития, форумы и сообщества учителей английского языка. Однако, не следует забывать, что поток информации в сети Интернет чрезвычайно интенсивен, каждый день появляются и исчезают тысячи сайтов. И хотя авторы пособия старались выбирать надежные, существующие долгое время ресурсы, стопроцентной гарантии в их доступности быть не может. Таким образом, наше пособие предлагает лишь образцы, модели заданий и уроков, основанных на использовании Интернет-ресурсов, которые могут быть преобразованы, скомбинированы в соответствии с конкретным рабочим контекстом каждого отдельного учителя английского языка. В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач. Проблема использования Интернет в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время, когда на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по теме использования Интернета на уроках английского языка и во внеклассной работе. Большинство авторов статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения. По мнению Л. А. Подопригоровой «использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться» [3]. Найти ответы на все эти вопросы действительно необходимо на этапе подготовки к уроку. Отвечая на первый вопрос, вышеуказанный автор считает, что привлечение ресурсов сети неэффективно на начальном и продвинутом уровне, обосновывая это тем, что «в этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле Интернет не предоставляет каких-либо новых возможностей по сравнению с учебником» [3]. С этим утверждением можно согласиться лишь на половину, так как для продвинутого уровня ресурсы сети просто безграничны. Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач: • формировать устойчивую мотивацию, • активизировать мыслительные способности учащихся, • привлекать к работе пассивных учеников, • делать занятия более наглядными, • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами, • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами, • обеспечивать моментальную обратную связь, • повышать интенсивность учебного процесса, • обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур, • формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и • аудирования, монологической и диалогической речи, • расширять словарный запас, • воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов, • реализовать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы к обучению, • формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно: а) осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей, б) анализировать и оценивать прочитанное, в) сортировать информацию на главную и второстепенную, г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др. Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» [4], где говорится о допустимой продолжительности работы с ТСО учащихся разных возрастных групп. Так, учащиеся 1х классов — 10 минут, 2—5 классов — 15 минут, 6—7 классов — 20 минут, 8—9 — 20 мин., 10—11 — на первом уроке 30 мин., на втором — 20 мин. Причем, перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут, во время него должна проводится зарядка для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления. В результате их анализа становится ясно, что невозможно посвятить весь урок работе с компьютером. Работу с ним необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, задания, требующие перемещения по классу и т. п.). Роль учителя при использовании Интернет ресурсов в учебном процессе является одной из широко обсуждаемых проблем. Нельзя не согласиться с мнением Клауса Брандла (Klaus Brandl), который считает, что работа с Интернетом предъявляет очень высокие требования к личным качествам, профессиональной подготовке учителя. В зависимости от степени участия учителя К. Брандал выделяет 3 типа урока: с доминирующей и координирующей ролью учителя, и преобладающей ролью ученика. Вполне обоснованное предпочтение Клаус Брандл отдает последнему подходу, основанному на проектной деятельности учащихся, однако при этом он не умаляет достоинств и двух других на определенных этапах обучения, показывая возможность их использования в зависимости от уровня учащихся, темы и подбора сайтов. [5] Не менее важным является вопрос о формах работы с Интернет ресурсами на уроке. В своей книге под названием «Интернет» Скот Виндитт, Дэвид Хардисити и Дэвид Истмент описывают упражнения, направленные на формирование навыков поиска, оценивания и обработки информации Интернет ресурсов. Кроме того, авторы предлагают конкретные задания для развития грамматических и лексических навыков, и также чтения, письма, аудирования, говорения и перевода, в основе которых лежит формирование навыков извлечения и обработки данных. Коптюг Н. М. предлагает следующие формы работы с Интернет ресурсами: 1. использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе); 2. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем); 3. Участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы); 4. Переписка по электронной почте (подготовка к данному виду деятельности требует определенной технической подготовки, т. к. у каждого учащегося должен быть «почтовый ящик». Можно создавать учетные записи на англоязычных сайтах); 5. Создание собственных сайтов (данная форма имеет успех за рубежом, но для российских школ является слишком сложной на данной этапе); 6. Общение учителя с коллегами, обмен опытом [1]. О. Винярская дополняет данный список возможностями, связанными с дистанционным обучением через Интернет, а также с участием в различных конкурсах, прохождение тестирований и участие в текстовых и голосовых чатах [2]. Для нашего проекта наиболее актуальными являются те формы работы, которые направлены на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Хотя количество публикаций, посвященных использованию Интернет — ресурсов в практике преподавания, достаточно велико, следует отметить, что все они носят общий характер и не содержат конкретных разработок (сценариев) уроков, методических рекомендаций, которые так необходимы в практике преподавания. Данная проблема послужила стимулом к созданию пособия для учителей английского языка «Использование Интернет ресурсов в процессе обучения английскому языку в 10—11 классах», содержащего разработки уроков, тематический подбор сайтов с методическими рекомендациями и заданиями к этим сайтам. Пособие состоит из трех разделов. Первый раздел содержит список тематических блоков, предложенных стандартом для изучения в 10—11х классах и подборку соответствующих каждому из них тем, представленных на англоязычных сайтах, рекомендуемых к использованию. Данный раздел поможет учителю сориентироваться в выборе материалов Интернет ресурсов, органично вписывающихся в его учебную программу и представляющих собой дополнительный источник развития именно тех умений учащихся, для которых материал УМК недостаточен. Подобная «карта» пособия в значительной мере облегчит составление и корректирование учебных планов на четверть и на год. В этом же блоке предлагаются некоторые рекомендации по организации учебного процесса, использованию Интернет ресурсов в рамках проектной технологии в обучении английскому языку, а также для самостоятельного поиска и подбора сайтов, разработки заданий к ним. Все рекомендации составлены на основе опыта использования Интернет ресурсов в процессе обучения английскому языку авторами пособия. Второй раздел включает в себя список англоязычных сайтов, предлагаемых для использования на уроках английского языка в 10—11х классах с методическими рекомендациями к ним и серией вариативных заданий, направленных на развитие речевых умений учащихся и основанных на материалах Интернет ресурсов. Один и тот же материал сайта может быть использован для развития различных аспектов речевых умений путем варьирования заданий, сопутствующих ему. Данный раздел пособия предлагает примеры различных комбинаций заданий к некоторым сайтам, направленных на совершенствование различных видов речевых умений. Но предложенные комбинации не являются конечным и неизменяемым вариантом: каждый учитель может свободно вносить свои коррективы и дополнения. Сочетание заданий для осуществления интеграции различных умений является наиболее успешной формой работы с подобным источником информации. Однако, работу непосредственно с Интернет ресурсом (перед монитором компьютера) следует чередовать с заданиями, выполняемыми без использования такового во избежание усталости глаз, что учтено при комбинировании заданий в данном разделе. При отборе сайтов для использования на уроках английского языка мы руководствовались следующими критериями: • аутентичность языка: сами сайты могут быть как аутентичными, так и учебными; • соответствие тематике, заданной стандартом; • допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики; • современность материала, его достоверность. Методические рекомендации касаются уместности использования сайта в каком-либо разделе, возможных вариантов работы с данным материалом, а также возможных сложностей и рисков, которые следует учесть при подготовке к уроку с использованием Интернет ресурсов. В третьем разделе предложены разработки уроков с использованием ресурсов глобальной сети по темам: • Путешествие по своей стране и за рубежом (два урока) • Кино • Научно-технический прогресс Отдельный блок отведен описанию организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов «Как понять этих загадочных иностранцев». Данное пособие послужит практическим руководством учителям английского языка, желающим использовать Интернет ресурсы в практике преподавания своего предмета. Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. Также данный ресурс повышает их уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т. к. при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций.

Категория: Мои статьи | Добавил: school95arhara (30.05.2018)
Просмотров: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: