Пятница, 17.05.2024, 05:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт учителя английского языка                                                            Мешковой Евгении Павловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка".

 

 

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка".

 

Основная цель

  • воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело  ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним.
  • создание условий для самореализации личности

Основные задачи проблемного обучения

Обучающие

  • формирование учебных навыков работы
  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах
  • знакомство с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей

          развивающие

  • развитие  способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию
  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля
  • развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)

воспитательные

  • совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)
  • выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам
  • ознакомление с культурой стран изучаемого языка и их связями с мировой культурой

Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка.

  • основная идея концепции
  • новизна концепции
  • роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности
  • кардинальная перестройка учебного процесса.
  • причины появления проблемного обучения.
  • предполагаемый результат использования проблемного обучения на уроках английского языка.

Сущность проблемного обучения на уроках английского языка

  • совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих целостный непрерывный процесс формирования и развития личности учащихся и побуждения их к самосовершенствованию.

Категории проблемного обучения

проблемная ситуация

проблема

проблемная задача                                                                       

Уровни проблемных ситуаций

1-            роль учителя - направлять учащихся на самостоятельный поиск путей  решения проблемы;

2-            совместный анализ ситуации учителя с учащимися. Ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

3-            самостоятельная работа учащихся по выявлению проблемы и выбора оптимального решения.

 

Педагогические условия успеха

  • соответствие уровню интеллектуальных способностей учащихся
  • соответствие уровню знаний по предметному содержанию проблемной ситуации
  • соответствие индивидуальным  особенностям и возрастным интересам учащихся
  • формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач

Преодоление психологических трудностей

  • Умение сформулировать проблему
  • Умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия
  • Умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации  не только у школьников, но и у учителя.

 

Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций

ситуации должны:

  • составляться на реальном жизненном материале
  • направлены на стимулирование мышления
  • соответствовать теоретическим знаниям учащихся
  • строиться на знакомом учебном материале
  • опираться на имеющийся у учащихся определенный практический опыт

 

Активные методы проблемного обучения

  • Учебная тематическая дискуссия (завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов)
  • Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей, обмен мнениями, подведение итогов)
  • Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов). Виды игры ( ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие)
  • Интеллектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная разминка, мозговая атака – штурм поставленной проблемы, оценка и отбор наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки)
  • Анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка, ситуация-упражнение)

 

Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка

изменение характера взаимоотношений между учителем и учащимися, основанных на сотрудничестве, взаимопомощи, которые учат жить в социуме

использование информационных технологий  и ресурсов сети Интернет.

способствование интегрированных уроков к созданию целостного восприятия окружающего мира 

приближение проблемных вопросов к условиям реального общения

использование проектных форм работы

стимулирование творческой активности и познавательных интересов

развитие умения добывать знания самостоятельно

 

Обоснование актуальности опыта.

В настоящее время социальный заказ общества, стоящий перед школой - воспитание инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, т.е. не просто владеющих большим багажом знаний, умений и навыков, а умеющих самостоятельно их добывать и оперировать ими в новой ситуации.

Важнейший показатель качества подготовки учеников к жизни – это способность к социализации. Ее качество зависит от способности к адаптации, от способности решать возникающие проблемы. И в первую очередь ребятам потребуются самодисциплина, способность находить проблемы и самостоятельно решать поставленные задачи, умение работать на перспективу.

Что значит самодисциплина? По определению С.В. Кульневича, это «находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке информации и ее компетентному использованию в практике, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность, смелость, стремление к открытию нового для себя». Именно такие качества мне бы хотелось воспитать в своих учениках, и это стало возможно благодаря проблемному обучению.

 

Теоретическая основа опыта.

Идея проблемного изучения материала, конечно же, не является новой. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, утверждавшего, что философия начинается с удивления, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах двадцатого века. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами Л. Выготским (теория развивающего обучения), С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. В современном мире проблемное обучение не потеряло своей актуальности как средство активизации мышления учащихся в процессе обучения.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: school95arhara (16.11.2020)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: